комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Кто о домашних не печется, тот хуже неверного

10 Февраля 2012 г.

Кто о домашних не печется, тот хуже неверного

Стоит ли гражданам РФ знать основные обстоятельства семейной жизни кандидатов в президенты на выборах в 2012 г.? Заметно, что семейная жизнь некоторых из них является как будто бы запретной темой в СМИ. У некоторых вообще нет семьи, что наводит на нас грустные размышления, а в некоторых случаях и подозрения. И в то же время «семейный вопрос» был одним из тех вопросов, который любопытным образом оживлял политическую матрицу Палестины первого века.

Русскоязычному читателю уже давно известна книга «Бунтарь Иисус», вышедшая из-под пера американского библеиста и религиоведа Маркуса Борга. Менее известна книга Доминика Кроссана «Бог и империя» (над содержанием которой я глубоко задумался и передаю здесь некоторые свои размышления). Быть может, наш читатель не согласится полностью со всеми идеями этих работ. Но определенное зерно мудрости, уверен, там содержится. С одной стороны, хотя это и однобокое представление Мессии, само название имеет положительные характеристики. Притом, что в последнее время некоторые христианские общественные деятели вроде бы безобидно представляют на фоне «политической движухи» плюшевый тип христианства, историки Нового Завета могли бы нам помочь пролить свет на то, что происходило в Палестине времен Иисуса. И какая разыгралась драма-комедия между основными действующими лицами того времени: Иисусом, Иоанном Крестителем и Иродом. Вернее, Иродами.

В качестве вступительной преамбулы отметим, что основной вопрос, который был на кону в то время, это был вопрос Царства. Как и сегодня, впрочем, – вопрос президентства. И проблема не только в конкретном политике. Подобный вопрос можно поднять в адрес и других выдвиженцев и кандидатов от партий, а также в адрес представителей «несистемной оппозиции». Но дело не в том, что они говорят или как они объясняют свой нынешний статус. Если для религиозных американцев подобный вопрос является предметом жарких дискуссий и вызывает голосование ногами, то у нас уже, как в Италии, этот вопрос даже особо не ставится на повестку. В Германии политики вообще заявляют без проблем о своей гомосексуальной ориентации. И это кое-что о том или ином обществе говорит. Но вернемся к Палестине.

Во-первых, Иисус жил в тот период времени, когда вопрос о царстве, короне, владычестве на иудейской земле после смерти Ирода Великого был центральным для политико-религиозного сознания иудеев. На трон Ирода страстно претендовали сыновья бывшего тирана. Наследники стремились занять место своего отца, возглавив, таким образом, правление над той частью Иудеи, над которой властвовал их знаменитый и жестокий отец. Однако таким планам суждено было сбыться только через политические переговоры с Римом. Поэтому после смерти Ирода Великого амбициозные сыновья (а точнее один наследник, Антипа, который нас тут и интересует) начали бороться за иудейский престол. И именно на фоне этих событий евангелисты рассказывают о рождении и жизни Иисуса Христа.

Дело в том, что после смерти Ирода Великого за его трон стали бороться сыновья. Многих читателей Евангелий запутывает то, что в Новом Завете столько много «Иродов». На самом деле, евангелисты говорят как об Ироде, так и о его сыновьях, которых тоже звали Иродами. И эти сыновья появляются в повествованиях позже после смерти своего жестокого отца.

Так вот, Ирод хотел первоначально назначить на трон Антипу. Но перед смертью передумал и завещал корону царя иудейского другому сыну – Архелаю (Мф. 2:22). В конце концов, карты напутали сами римляне: Август назначил представших перед ним наследников править над разными областями. Архелаю досталась Идумея, Иудея и Самария, но титул, который он стал носить, гласил: этнарх (народный правитель), а не монарх. Остальные территории император разделил между тетрархами (четвертовластники, правящими над «четвертинками»). Ироду Антипе досталась Галилея и Перея с одной стороны Иордана, а Ирод Филипп получил далекие северные окраины страны (см. Лк. 3:1). Поэтому можно не сомневаться, Антипа начал свое правление с горьким разочарованием и комом, стоявшим в горле.

Ирод четвертовластник проделал долгий путь, состоящий почти из многих стадий, для того, чтобы умилостивить римского императора. Эти стадии помогают пролить свет, осветив колодец исторических штудий, касательно галилейских учеников Иисуса и вообще того периода его времени, который нас и заинтересовал. Ирод построил Автократорий, укрепив Сепфорис, дабы тот стал украшением всей Галилеи. «Автократор» – это типичный перевод латинского слова «император». К тому же, а об этом легко догадаться, это был титул императора цезаря Августа. Конечно, это строение намного уступало сооружением его отца, но в то же время – это был льстивый знак не затухающей надежды. Затем Антипа решил переждать и ушел на дно. Это случилось по той причине, что его брат Архелай был изгнан с престола, а правление в Иудее возглавил римский наместник (см. снова Лука 3:1). Антипа начал действовать постепенно. И многие могли догадаться о его величественных и амбициозных в политическом смысле планах.

Возможно, теперь можно понять Иисуса, почему он назвал Антипу еще «та лиса» (Лука 13:32).

Затем после смерти Августа и прихода к власти Тиберия Ирод стал строить вместо Сепфориса новую столицу, которую назвал Тибериада (Тивериада в синодальном тексте). Фонетическое созвучие помогает следить читателю за главной мыслью, повествующей о политической программе Антипы.

Все это оказало значительное влияние на экономическую ситуацию в Галилее. И один примечательный исторический факт помогает пролить свет на то, что происходило в то время на том берегу, вблизи которого Иисус, встав в лодку, учил своих учеников.

Летом в 1985 году на Галилейском озере вследствие сильнейшей засухи была обнажена некоторая часть берега. Что, в свою очередь, позволило лицезреть значительную часть пространства, прежде покрытую водой. А потом в 1986 году была сделана важная находка. Была найдена лодка рыбаков, погруженная в ил и грязь напротив поселения Магдала, на юге от дома первооткрывателей. Первоначально она состояла из такой породы лесоматериала, которая больше напоминала сыр или промокший сырой картон. Возможная датировка располагает эту находку в хронологическом интервале между 100 г. до РХ и 67 г. после РХ. Работа над реставрацией заняла около десяти лет. Специалисты делали все в своих силах, чтобы представить эту лодку публике.

Наконец, после долгой работы над этим незамысловатым судном сотрудниками Еврейского Университета Археологии было сделано интересное открытие: лодка состояла из семи древесных элементов! Другими словами, лодка не была сделана однажды из цельного материала – то состояние, в котором она, вероятно, и могла погибнуть, уйдя под воду. Судно представляло собой коллекцию так называемого лодочного кладбища или каннибализма: сшитое другими запчастями, переделанная, в заплатах и пр. Видимо, со временем почти каждый безвозвратно поврежденный элемент лодки реставрировался с заменой поврежденного элемента на элемент из другой лодки. И таких элементов было много. Со временем, когда, видимо, никакие «пересадочные» операции уже не помогали рыбакам держать судно на плаву, лодку просто бросили. Предварительно от нее отделили: мачту, весла, форштевень и ахтерштевень для дальнейшего использования на других лодках. И наша «беззубая старушка», из которой выдернули даже железные гвозди, ушла под воду где-то вблизи берега.

Как вы поняли, Ирод Антипа значительно увеличил налоги и организовал прямо на берегу Галилейского озера так называемый рыбный «порт». Теперь рыбаки уже не могли, как прежде, свободно прогуляться в поиске рыбы под парусом своих лодок. Каждый выход на озеро для рыбной ловли подвергали обложению налогом. Местные палестинские крестьяне работали до последней капли крови, зарабатывая себе на жизнь. И все это делалось для одной цели: иудейская корона Ирода Антипы – часть мессианского плана Антипы, который довел Галилею до экономической депрессии. Строительство на берегу озера нового порта помогло бы Антипе собирать больше дани. С рыбы. Мысль была проста: если обычный тетрарх смог поднять дань только в одной Галилее, думал за римлян Антипа, то почему бы ему не возглавить и всю иудейскую страну?

Теперь в свете политической и экономической ситуаций можно понять значение упреков и той словесной перепалки, которая возникла между пророком-аскетом, учителем из Назарета и главой государства.

Очередной шаг Ирода-младшего заключался уже не в том, что угодить Риму, но иудеям. Ирод решил облагородить свой состав царской крови, желая породниться с хасмонеями. Для этого он добился того, чтобы жениться на Иродиаде, жене своего брата Филиппа и внучке убитой Иродом Мариами, предварительно, конечно, разведясь с предыдущей женой Набатией. А Мариамь как раз-таки была княгиней хасмонейской, на которой уже однажды женился Ирод Великий – его отец. Другими словами, путями различных политических интриг и экономических трюков сын Ирода лез из кожи, чтобы ублажить как иудеев, так и римлян.

Следующая стадия на его пути заключалась в том, чтобы исполнить и разыграть игру великого политического игрока в имперской политике. Когда римский правитель Сирии встретился с парфянским правителем Артабанусом, чтобы обсудить некоторые мирные договоренности, Антипа закатил для них пышное угощение на берегу Евфрата. Затем он немедленно, хоть и не мудро, доложил об этом в Рим, опередив доклад самого правителя. Все это накалило политические отношения между римскими чиновниками и не оставляющим свои надежды иудейским тетрархом.

Последний акт был актом полного краха и разочарования. Брат Иродиады, Ирод Агриппа, вырос в Риме в качестве друга Калигулы (об Агриппе см. Деяния 25-26 главы). Поэтому, когда Калигула стал императором, он сделал Агриппу царем иудейским(!), который стал править всей страной. Антипа и Иродиада посмешили в Рим в 41 году, чтобы умолять императора о своем деле. Но вместо того, чтобы стать царем и царицей, они отправились в изгнание. Весь этот путь к трону, весь этот замысловатый проект занял у Антипы 37 лет! И потерпел фиаско.

Думается, что это хорошо помогает понять основную драму, которая разыгралась в то время не только в Галилее, при строительстве новой столицы Тивериады вблизи моря Галилейского, но и во всей Иудее. Незаконный брак Ирода на Иродиаде стал мишенью для критицизма сначала Иоанна Крестителя «не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6:18), а потом Иисуса: «Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Мк. 10:11-12). Этот пророческий критицизм, который мы последовательно обнаруживаем в одном Евангелии, не является лишь богословским материалом для церковного сопровождения бракоразводных процессов. Это принципиальная позиция двух публичных персон: Иоанна и Иисуса.

На фоне интриг и борьбы за власть, титул и трон иудейского царя пророк и учитель из Назарета задумчиво думал о судьбе обезглавленного двоюродного брата. Он также, вполне возможно, вспоминал те дни, когда римские генералы, взбешенные, что им приходится отвлекать несколько легионов от границ с парфянами, сметали все на своем пути во время своей карательной операции в Иудее. Поэтому Иисус избрал исключительно ненасильственный, но все еще протестный путь(!) для реализации своей политической(!) программы. И это и есть Царство Божье.

Заметьте, как часто звучат в Евангелиях слова о Царствии. Что могло прийти на ум иудею первого века, когда он слышал слова о Царствии Божьем? Он мог сразу вспомнить обетования, который Бог давал праотцам и древним усопшим царям. Они НЕ думали в контексте разговора о Царствии Божием одновременно о жизни на небесах – ассоциация, которая имеет больше отношение к гностицизму второго века, но не к иудаизму первого. И Христос утверждает, что это Царство приблизилось.

Но как?

Христиане верят, что сегодня благодаря действию Святого Духа через проповедь Слова Божьего Церковь являет Царство. Но все же, конкретней!? Как? Отвечаем: через пророческое служение Божьего народа, т.е. Церкви.

И как в первом веке Иоанн говорил Антипе: «Не хорошо тебе иметь жену брата твоего», так и церковь, верующие люди должны задаваться вопросом: где на данный момент находится жена кандидата в президенты «номер один»? Почему об этом не говорит «титульная церковь»? Ведь именно ее патриарх некоторое время назад говорил о том, что именно с российскими протестантами они стоят в одном боевом ряду за «традиционные ценности». Возможно, другие протестантские лидеры тоже обсуждают, как всегда, этот вопрос исключительно приватно с премьером. Это менее горделивый путь, дабы избежать путь «прелести», нежели у Иоанна Крестителя. Но этот вопрос, видимо, останется без ответа. Нынче у нас в стране как-то непопулярно такие вопросы задавать. А то не ровен час, принесут на блюде чью-то буйную пророческую голову.

Царство Божие, говоря языком Джорджа Лэдда, «уже, но не сейчас». И церковь как соль земли, свет миру являет это Царство и освещает то, что хотя так испорчено и искорежено грехопадением, так нуждается в обновлении. Перед тем, как Божий Сын объявится и появится в этом мире, Церковь через свои пророческие слова и дела являет, пусть и не четкий, но явный, убедительный образ уходящему как тень падшему миру: Вот она жизнь в царстве, вот, что значит жить по закону Царя, вот что значит соблюдать законы. Вот как мужья должны любить своих жен! Вот что значит от души делать свою работу! Вот так нужно получать пятерки! Вот что значит судить дела! Вот так надо управлять правительством… и т. д. – «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лука 17:21).

Виктор Шленкин,
"Баптисты Петербурга" www.baptist.spb.ru




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии