комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

О благодати

30 Декабря 2010 г.

О благодати

Россияне посчитали, что одним из самых громких общероссийских событий уходящего года было отставка и назначение мэра Москвы. На втором месте летние пожары и зимние беспорядки на Манежной площади в столице. Избиения армянских школьников, которые показали по ТВ, взбудоражили всю страну и оставили глубокие впечатления накануне нового года.

Между тем, статью об избиении армянских школьников можно назвать именно так. Филипп Янси однажды решил посвятить одну из своих книг этому предмету, дав своей книге название: «Что удивительного в благодати?» А удивительное заключается в том, что благодать – это один из редчайших признаков, по которому можно узнать христиан. И когда на земле проливают чью-то кровь, возможно, только христианское сознание способно забыть о «принципе толиона» (возмездии) и помолиться о жизнях преступников.

Прошлый год оканчивался перечислением невероятного количества смертей. В этом году можно также перечислить не менее невероятное количество преступлений, содержащих вопиющие акты насилия. Избиение Кашина, расправа Киркорова над режиссером «Золотого граммофона», избиение армянских мальчишек и пр. пр. пр. Странная минорная нота.

Обыватель, правда, мог бы воскликнуть: «А почему, собственно, избили именно мальчиков-армян? Ведь Армения, как мы знаем, страна христианская. Кто там у них? Вроде не патриарх, а католикос какой-то? Или не отменили турецкий геноцид?» С другой стороны, на самом северном Кавказе армяне считаются «не совсем» Кавказом. Как, впрочем, и Азербайджан. Другое дело: Дагестан или Чечня... Попробуй обидеть горячих парней мусульманских народностей. Хотя дело тут далеко не в религии (если не принимать некоторые экстравагантные черты ваххабизма). Народности северного Кавказа (вот уж какая особенность!) сами не определяют друг друга по религиозным признакам, но по личностным взаимоотношениям. Например, в Северной Осетии имеются как христиане, так и мусульмане. А еще там есть свои сугубо осетинские религиозные верования, и все три религии как-то мирно уживаются друг с другом. Поэтому средний кавказец ровняет всех примерно так: «Если они у нас коров не воруют – это хароший народ! А если воруют – плёхой!» Вот и вся философия. Но мы их почему-то боимся. Они с детства привыкли угрюмо ковырять ножом во внутренностях растушеванного барашка. Здесь – их меньшинство, тем не менее, это меньшинство готово в духе 300 спартанцев упрямо стоять за свою маленькую рыночную территорию на земле такой безбрежной страны как РФ. Однако хулиганы, избивавшие мальчишек, видимо, не так сильны в истории христианства, религиоведении и особенностях северо-кавказской географии. Главное, им нужно было различить то, что мальчишки были «не нашего цвета». И тогда на них посыпалась корзина ударов и пинков.

Не ведомо нам, духа какого «помазанника» (как царя Кира) взбудоражил Бог, но кавказцы и жители средней Азии «черными» струйками потекли в Россию. Цель одна – прокормиться. Так у нас появились кавказо- или узбеко-россияне. Как вам угодно. Африканские негры, как показывает история, были такими же нелегалами для американских поселенцев (которые, кстати, и сами были такими же нелегалами-колонизаторами), как и наши черноволосые таджики и чеченцы. Единственное отличие заключается в том, что первых привозили через океан в сгнивающих трюмах кораблей в качестве дешевой рабсилы, как некий товар, против собственной воли. А наших нелегалов из Средней Азии никто сюда даже и не звал. Неужели эта последняя данность так возмущает националистически настроенную молодежь?

Нам не нравятся приезжие с юга. Русскому человеку, непросвещенному знаниями Библии, чужды обычаи и повадки пришельцев. Эти люди безвкусно одеваются в черное, жарят прямо на балконе шашлык, плохо говорят на нашем языке, «вахают» при виде наших девчонок, неимоверно горделивы и раскрепощены, как будто они дома, а не в гостях. Варвары, что тут сказать?.. Однако христианину, как бы ему ни были чужды эти черты – верующему, изучающему Писания, необходимо помнить, что «Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие в ней» (Псалом 23:1). Возможно, космополитизм евангельского христианства будет серьезным раздражителем для националистически настроенной братии. Но не только Библия, даже история человечества напомнит нам, что фактически все народности, населяющие современную Россию, являются «пришельцами и странниками».

Одни народы приходят, другие уходят. Это нормально. Как мы уже писали некоторое время тому назад, русский народ не особо стремится придерживаться библейских патриархальных ценностей. Женщины часто исполняют роль мужчин. Более того (недалек тот пример), мужчины избивают женщин, а последние, между тем, не успевают исполнять роль мужчин. Порочный круг, в общем-то. И так далее. Конечно, говоря о мусульманской версии патриархата, необходимо отметить и определенные особенности. Если в христианской модели патриархата уделяется особое внимание «качеству» (перечитайте пасторские и прочие послания Павла Тимофею, где упоминается (нем.) Haushalt — напоминание, как управлять домом), то ввиду имеющейся полигамии у мусульман трудно удержаться от критических замечаний. Ведь имея несколько жен и неимоверное количество детей, диву дивишься, как мусульманский патер умудряется воспитывать своих отпрысков.

Вспомните Давида. Еврейский историк без особых глубоких педагогических комментариев, рассказывает о трагедии царя Иудеи. Отец Соломона так пренебрегал воспитанием сыновей, что дело дошло до семейной ссоры, пролития братской крови и… гражданской войны. Она стала суровым напоминанием о возможных «последствиях» полигамии. Кем вырастут мальчишки, приумноженные «по милости Аллаха», эти отпрыски, если ими не занимается отец – сам однажды выросший средь многочисленных матерей, братьев и сестер. Он пойдет в лес. Будет воровать лошадей у соседнего клана (и вот это уж точно вызовет раздражение, нежели мусульманское единоверие собрата!). Украдет в рабство русского бродягу. Объявит кому-нибудь между делом священную войну… Соответственно, такой патриархат необходимо перетереть нашими законами. Рафинировать российскими законами. Обогатить библейским – о чем ниже – пониманием.

И вот эта черта – безмятежная способность бородатого черноглазого мусульманина чуть что браться за клинок – устрашает русского человека. Смертельно пугает его и заставляет мстить, пинать, колоть, кричать: «Россия для русских!» А ведь проигрывать нужно с самурайским хладнокровием. Страх порождает страх. Ненависть – ненависть. И только благодать может принести прощение и исцеление. Проще это, наверное, сказать. Но попробуй, умник, так прожить. Но этот императив давит и на автора этих строк, побуждает также и к другому: передать это учение тем, кто об этой благодати не знает. Повторить историю греков и в последующем всех других персонажей всеобщей истории человечества трудно. Но это вызов, через который верующие должны пройти.

Римляне, между тем, многому научились от греков. Вандалы, готы, галлы и прочие народы многому научились от римской церкви. Славяне чуть ли не без использования силы многому научились от византийцев (Владимир Красное Солнышко брал для этого Корсунь (Херсон)!). А африканцы, однажды приняв и разделив веру своих эксплуататоров, многому научились от белых протестантов в Америке. И каждый раз, учась друг у друга, завоеватели и завоеванные только обогащали себя. Так в США появился спиричуалз, джаз, рок. Племена и народы, встречаясь друг с другом, как стеклянными бусами, обмениваются сокровенными знаниями и культурой. Вместо мести и толиона они выбирают диалог. Нам, к слову, кибаб и шаверму, а им – работу и Христа! Надеюсь, что в наши рождественские праздники за всем этим нарочитым упрощением не потеряется самая главная мысль. Мысль о воплощенной Благодати.

Виктор Шленкин,
"Баптисты Петербурга" www.baptist.spb.ru




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа 2017 г.

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа 2017 г.

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля 2017 г.

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня 2017 г.

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня 2017 г.

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля 2017 г.

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии