комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

О новом президенте США, монополиях и христианских конфессиях. А также о связи между ними

21 Ноября 2008 г.

О новом президенте США, монополиях и христианских конфессиях. А также о связи между ними

В США новый президент: афро-американец Барак Обама. Избранник от демократической партии является очередным подтверждением того факта, что в Штатах возможно исполнение любой заветной мечты. Главным образом, американской. Интересно то, что мечтает большинство. Не правда ли? Однако именно в Америке, когда-то родине европейских сектантов, самые причудливые мечты становятся реальностью. Самым яростным расистам остается, мягко говоря, разводить руками, наблюдая за этим. А их предкам – переворачиваться, образно говоря, в гробу – Америка видала подобные вещи только в фантастических сериалах вроде «Пятого элемента». И нужно отдать должное: американцы сознательные противники монополизма. Именно во внутренней политической и религиозной жизни они сохраняют конкуренцию. Вот о ней мы и поговорим.

Барак Обама не просто потомок Черного континента. Оставшись рано без отца, пройдя ранний жизненный путь в достаточно бедных условиях, Обама является живым антимарксистским доказательством того, что не «бытие определяет сознание», а скорее наоборот — «сознание определяет бытие». А победил Обама чисто. Еще недавно неизвестный никому чиновник становится самой желанной политической фигурой для избирателей Америки. Никаких «назначений».

Протестантская идеализирующая привычка требует того, чтобы рассматривать все, что происходит в Америке с позиции непременно евангельской подоплеки. Но избранник американцев здесь фигурирует вовсе не потому, что он является пылким христианином, хотя он некогда и принадлежал Объединенной церкви Христа. Обама является сторонником одного из бесчеловечных способов уничтожения нерожденных детей — аборта. Поэтому тема богословских убеждений будущего американского президента остается в стороне. С таким же успехом мы бы могли рассуждать о Маккейне, который сравнительно недавно стал посещать баптистскую церковь в Фениксе. И хотя Маккейн высказывается против абортов, он имеет сдержанную позицию в отношении гомосексуалистских браков и опытов со стволовыми клетками. Вообще, судить о вере отдельных и незнакомых людей вещь неблагодарная. Тем более, о вере политиков.

Однако возможности для конкуренции в Америке — политической и духовной — очаровывают. Как было указано выше, американцы в этой сфере последовательные антимонополисты. Отцы–основатели Соединенных Штатов глубоко предчувствовали важность отделения церкви от государства (кстати говоря, это один из баптистских принципов…) Ведь, например, экономическая монополия, как и власть политическая, губительна. Как было однажды сказано одним лордом-англичанином: «Власть извращает. А абсолютная власть извращает абсолютно». До сегодняшнего дня американцы трепетно относятся к этим принципам, считая их самой сущностью своей гражданской идентичности.

Вот поэтому конкуренция полезна. Она обладает регулирующей и стимулирующей природой. Говорим ли мы об экономической, политической, или биологической конкуренциях, нам нужно отдать должное, что ее законы — хотя из уст некоторых консерваторов это звучит так, словно у них кость в горле, — применяются в равной степени в любых сегментах рынка. Даже религиозного.

Что такое рынок? Это некоторая сфера сбыта. Чего? Товаров и услуг. А также идей. Религиозные идеи не исключение. Когда компания теряет своих клиентов, ее руководство, собрав перед своими схемами с зигзагообразными линиями самых лучших менеджеров, маркетологов, финансистов, пиарщиков и аналитиков, пытается разобраться в одном–единственном вопросе: куда от нас убегают клиенты? А с ними, кстати говоря, и их деньги. «Что мы должны предпринять? Как обстоит ситуация у наших конкурентов?» — интересуется директор. — «Возможно, они предлагают покупателям то, чего не можем предложить мы? Надо узнать!» То же самое можно сказать и про политические партии. Они предлагают идеи, которые помогают той или иной партии набрать голоса для прихода к власти. И когда государство предоставляет все условия для того, чтобы «мадам Конкуренция» находила самые благоприятные условия для своего безмятежного существования, от этого выигрывает в первую очередь только потребитель. То есть, простой народ.

В России, кстати говоря, очень туго с конкуренцией. Если в сфере экономической мы можем худо-бедно разглядеть ее зелененькие плоды, в сфере политической и религиозной, хочется подметить, ситуация оставляет желать лучшего. Ведь при идеальном состоянии «рынка» (здесь и далее — это понятие условное) имеется такая ситуация, при которой каждый участник не может диктовать условия купли и продажи другим игрокам. Каждый может обладать наличием свободной и доступной информации о товаре, продавце и покупателях. Здесь цена зависит не от власти производителя, а от таких важных рыночных реалиях, как спрос и предложение.

Однако пока в нашей стране такая ситуация, по крайней мере, для «маргинальных» участников религиозного рынка (как мы с вами) является предметом нескончаемых молитв. Основные монополисты без каких-либо комплексов и угрызений совести распоряжаются судьбой своей паствы (т.е. покупателей). В такой сфере «рыночных отношений» смело используются насмоленные кадильным дымом национал-шовинистические бренды. Пиар-технологи рисуют в сознании россиян образ отреставрированного чувства имперского самовосхищения и самоуспокоения. И хотя политики постепенно начинают осознавать важность конкуренции на политическом поле, религиозное поле заросло плотной толщей непроходимых зарослей. Тут уже давно не велись спортивные состязания, при которых побеждает сильнейший и наиболее опытный. Другими словами, тот, кому больше всех надо. А баптистам надо ну просто очень! Ведь должен же кто-то исполнять «великое поручение»?!

Бог создал правила. Он сотворил человека по своему образу и подобию. Именно по этой причине человек прежде всего любит самого себя: он ценит тот образ, который подарил Ему Бог. Но это не конец. Мы также призваны Христом к тому, чтобы уметь разглядывать и ценить тот же самый образ в другом человеке! Поэтому Поставщик ценит своего Клиента. Он видит себя на его месте. Капитализм как явление всегда имел христианскую основу.

Если чему-то и можно поучиться у «самой лучшей демократии из всех мыслимых демократий», так это свободе рынка. Когда паства перетекает из одной церкви в другую, пастырь, теряющий своих «клиентов», должен задать себе вопрос: а чем я собственно кормлю своих овечек? Возможно, у него и пажити давно перестали быть злачными, а воды прилично подзасорились. Нарывы на теле Христа происходят в силу бедного питания и плохого физического состояния. Церковь, как и общество, живой организм, подчиняющийся общим правилам. Различные ереси (если на время оставить духовную подоплеку данного вопроса), будь то спонтанные харизматические движения или догматические искажения, возникают, возможно, вследствие нехватки питательных веществ. Спрос есть, но со сбытом проблемы. Или есть сбыт, но он некачественен. Или те, кто предоставляет «услуги» (служения) делают это не по совести. Вот и ищут люди более надежных и качественных поставщиков. Другое дело, если кто-то уходит в ересь или образовывает раскол.

Новый Завет очень редко говорит о таком понятии как христианские конфессии и деноминации. Мы знаем одного «монополиста» Диотрефа, который ну просто очень любил первенствовать (1 Ин. 9-10). А монополист, как известно, уже не думает о клиентах, у него в голове крутится лишь один вопрос: как бы больше контролировать кошельки тех людей, которые не имеют других вариантов с предложениями. Он контролирует рынок и навязывает правила игры всем его участникам. Часто он допускает и грубость. Ведь все равно покупателю больше некуда идти. Апостол Павел же одобряет конкуренцию. Он говорит коринфским христианам, что между ними надлежит быть и разномыслиям, чтобы открылись искусные (1 Кор. 11:19). Однако грешным людям, а церковные иерархи, священники и пасторы не исключение, очень трудно допустить ту мысль, что «клиентами» нужно делиться.

Обама победил чисто. Если чем-то американцам и можно хвалиться, так это именно антимонополистическим отношением в своей общественной жизни. Сегодня это хороший пример для всех нас. После «плохого» президента и его администрации, народ выбирает «доброго». И даже как-то по-спортивному все складывается. Имеются правила, и их выполняют. Конечно, церковь Нового Завета еще не знала такого понятия как «конфессия» и «деноминация». Однако появление таких явлений в пост-конфессиональной Европе шестнадцатого века говорит о том, что люди (клиенты, овцы) ищут более качественной духовной жизни (товара, Божьего Слова). И эту жизнь они находят у тех «поставщиков», которые действительно уважают, ценят и берегут права своих клиентов. Именно поэтому немалая часть немецких католиков при Мартине Лютере начали осознавать, что «сервис» Ватикана подводит… Но не стоит, конечно, при всех наших словесных и терминологических сравнениях забывать, что истинным Поставщиком подлинной жизни является тот, кто однажды ранним воскресным утром оставил в пустой гробнице на каменном полу свои погребальные пелены.

Виктор Шленкин, "Баптисты Петербурга"




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа 2017 г.

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа 2017 г.

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля 2017 г.

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня 2017 г.

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня 2017 г.

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля 2017 г.

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии