В другом интересном документе, "Отчете Санкт-Петербургского епархиального миссионерского совета за 1910 г.", дана развернутая панорама состояния евангельского христианства в Санкт-Петербургской губернии за тот год. Документ, занимающий многие страницы, цитирую выборочно:
"В отчетном году Гатчино (так!) усиленно посещалось пашковскими проповедниками, преимущественно из Петербурга, которые и устрояли сектантские собрания. Отсюда сектанты старались занести сектантство в окрестные сельские приходы, особенно в местности близ железнодорожных станций. Железнодорожные служащие и были главными пропагандистами.
В Кронштадте давно уже укрепилась пашковщина. Рабочий элемент, наплывающий в Кронштадт на летние месяцы, представляет благоприятные условия для всякого рода пропаганды среди него.
В Луге появились сектанты в конце 1909 года: в отчетном году они старались сеять сектантство по деревням и по школам.
Имеются сектанты как в Ораниенбауме и Петергофе, так и в окрестных селениях (в Клопицах, Сельце, в имении Каськово), но в небольшом количестве. Посетителями собраний бывают главным образом лютеране. Православные посещают из любопытства. Руководители собраний - приезжающие из других мест, между прочим, из Петербурга.
Летом столичные баптисты усиленно стали пропагандировать в Шлиссельбурге, куда ездили по воскресным дням человек по 30-40 певчих и Фетлер. Беседы свои они вели в помещении столовой ситценабивной мануфактуры и собирали слушателей до 500 человек. Явная сектантская пропаганда в связи с предостережением православного духовенства от сектантства действовала на православных возбуждающе, и по просьбе самого народа господин губернатор закрыл сектантские беседы. Однако наезды баптистских проповедников после этого не прекратились, проповедь велась по частным домам. Шлиссельбург привлекает сектантов рабочим элементом. Они надеются основать общину. В настоящее время они получили опять разрешение на открытие своих бесед.
Ямбургский уезд раньше всех других уездов епархии и более всех заражен сектантством. Сектантство развито между лютеранами и от них распространяется и на православных. Центром сектантства считается Котловский приход. Другим пунктом сектантской пропаганды и более опасным, чем Котловский, надо признать мызу Березняки в двух верстах от Валговицкой Вознесенской церкви. Владелица мызы фон Крузэ, завзятая и весьма ревностная пашковка, устраивает у себя собрания с чтением, сопровождаемым туманными картинами и пением стихов. Устраивает также елку для детей, делает им подарки и тем старается повлиять на них и вообще на окрестное население в сторону сектантства. Она, будто бы, намеревается взять на свое попечение около 40 человек питомцев из воспитательного дома и подготовить из них деятельных пропагандистов пашковщины. Летом на мызу приезжает и проповедует И. Каргель" (ЦГИА, ф.19, оп.102, д.35, лл.611-618).
К сказанному добавлю, что из других источников известно, что летом 1909 года происходили собрания евангельских христиан в Старом Петергофе, а осенью того же года регулярные духовные беседы были начаты петербургскими баптистами в Ораниенбауме.
7 Августа 2017 г.
Вифания 2017
1 Августа 2017 г.
Крещение в Волхове
24 Июля 2017 г.
«Свободный полет»
29 Июня 2017 г.
Open Air 2017
4 Июня 2017 г.
Летнее крещение