комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Крещение – не плотской нечистоты омытие

25 Января 2013 г.

Крещение – не плотской нечистоты омытие

Церкви в России отметили День Крещения Господня. Какие ассоциации приходят на ум в связи с этим событием? Купанье в студеных водах? Да, россияне любят экстремальный подход ко многим вещам. Из крайности в крайность. Но в этом случае: от теплого, почти равнодушного отношения к христианству и его учению к холодному, даже ледяному окунанию в прорубь. Дабы «прошлогодние грехи смыть и здоровье поправить». Вот как… Но если благочестивые и боголюбивые живут на юге?

Протестантам не стоит долго объяснять, что, конечно же, грехи смываются не студеной водой, а, говоря метафорически и символически, т. е. языком Библии, кровью Иисуса Христа. Это, естественно, не преувеличение, а азы воскресной школы. С другой стороны, было бы крайне невежественно и неправдиво заявлять, что в православной церкви такие истины отрицаются. Конечно, нет. Однако испокон веков на Руси популярное благочестие, да и вообще массовое восприятие христианства, черпало свое вдохновение не из Библии, а главным образом из синкретизма. Образовывалась «сборная солянка» библейских и языческих идей. Так на уровне популярного сознания идея окунуться в леденящую прорубь в каком-то смысле воспринимается намного привлекательнее, нежели взять и прочитать за один вечер одно из коротких посланий Павла.

Популярному сознанию такая логика пока еще не под силу. При этом стоит заметить, что многие, кто окунается в «иордани», не имеют и понятия, что эта традиция связана с процедурой отпущения конкретных грехов с участием в святочных гаданиях, ворожбе и ряжении. Гадал? ворожил? Вот тебе обряд: омойся в студеной проруби. Ирония, однако, в том, что купающиеся в проруби, претендуя на якобы исповедание христианства, свидетельствуют в действительности о продолжении пребывания в ворожбе и гаданиях! Ну и конечно, о восприятии поверья, что-де ледяная вода, а не вера в смерть Иисуса смывает грехи человека (Евангелие Иоанна 3:36).

Знания – это сила. Народному богословию, так повелось, библейское знание чуждо. Популярное массовое благочестие черпает свое вдохновение в полумагических обрядах и языческом символизме. Согласно философии язычества, весь мир разделен на две зоны: профанную и сакральную, между которыми находится религиозный институт жрецов. Эти священники-жрецы за определенную плату или услугу предоставляют поклонникам культа благодать-энергию, некую силу, знания, помощь. Очень, кстати, похоже на то, что обещал древний змей Еве.

Даже подкованные в богословии первосвятители выражают порой свои взгляды в форме некого дуализма. В незатейливой и безобидной форме церковь становится хранительницей благодати, которую черпает в ее обрядах человек: «…в Церкви хранится и передается частица Божественной жизни, Божественная благодать. И особенно мы чувствуем пришествие благодати в день Крещения, когда совершается освящение воды, когда мы прикасаемся к этой освященной, наполненной Божественной благодатью воде». Понятно, куда должен прийти человек за благодатью. С бидонами и пластиковыми бутылками обыватели обступают церковь.

Однако ad fontes! Т. е. к источникам!

Крещение Господне как праздник в Новом Завете не упоминается. В ранней церкви, насколько нам известно, о Крещении Господнем как празднике говорится где-то лишь в четвертом веке. Пасха, кстати, стала праздноваться церковью раньше и то скорее потому, что это был центральный праздник для самих иудеев. Следовательно, и для самых первых христиан. Они ведь тоже были иудеями.

И вот что интересно, Павел о крещении пишет редко. Неохотно. Если на время отложить второй том (Деяния Апостолов) историка Луки, где прото-исследователь раннего христианства излагает происхождение ранней церкви и ее миссионеров, Павел признается коринфянам, что крестил он раз да два. Больше он припомнить не может.

В 1 Послании Коринфянам в первой главе мы наблюдаем следующее: в тамошней церкви происходят разделения на партии. Среди них находятся такие, которые идентифицируют себя с апостолами и даже с Христом: «Я разумею то, что у вас говорят: „я Павлов"; „я Аполлосов"; „я Кифин"; „а я Христов"» (1 Кор. 1:12). Павел со свойственной ему риторикой восклицает: «разве я распялся за вас или вы во имя Павла крестились?». Тарсянин с облегчением вздыхает(!): «Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия… Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю» (1 Кор. 1:14, 16). Эта мысль крайне неясна: почему Павел благодарит Бога, что не крестил никого из коринфян кроме Криспа и Гаия? Ведь Павел провел в Коринфе целых полтора года! (Деяния 18:11). Все остальные остановки Павла в тех или иных городах, согласно Луке (кроме Ефеса и Рима), – это миссионерский «блицкриг». Если мы соглашаемся (а у нас в этом случае нет сомнений, чтобы не соглашаться с Лукой), то Павел за все полтора года крестил только несколько человек, которых он поименно называет в своем письме. Апостол, кстати, допускает и иные гипотетические случаи: он мог их просто позабыть. Но здесь важно отметить сам факт того, что Павел пишет о крещении: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать…» (1 Кор. 1:17). Вот те раз. Резюмируем Павла: «Я рад, что никого из вас не крестил, кроме вот этих уважаемых людей. А вообще, Христос меня сделал апостолом, чтобы не крестить, а возвещать Евангелие…». Сильно?

Сильно!

Другими словами, апостол проводит в Коринфе, как пишет Лука, год и шесть месяцев. Однако Павел заявляет, что кроме Криспа (см. Деяния 18:8), Гаия (срав. Рим. 16:23) и дома Стефана (1 Кор. 16:15, 17) он больше никого из коринфян не крестил и тут же вытаскивает мух из котлет: не крестить, а провозглашать Евангелие – вот моя цель. Да, Лука, как и евангелисты, пишет о крещении часто. Фактически, каждое обращение в христианство связано с исповеданием имени Иисуса Христа и незамедлительным крещением. Однако Павел в данном контексте смотрит на эту процедуру иначе. Лука, между тем, считает, что не только Крисп, но и многие коринфяне приняли после своего обращения христианство. И для историков-библеистов вместе с богословами возникает хороший вопрос: как же тогда крестились коринфяне? Кем? На этот вопрос мы не сможем ответить подробно в рамках этой заметки. Важно отметить цель и значение христианской миссии Павла, которая, кстати сказать, имеет очень опосредованное отношение к процедуре и механике крещения. Важно одно: Павел — самый посвященный и яркий христианский миссионер, а его свидетельства, т. е. письма, которые стали частью канона Нового Завета, — самые ранние свидетельства не только о крещении, но и других явлениях ранней церкви. Как евангелисты, так и историк Лука, делятся с нами не только историческим, но и богословским пониманием прошедших событий. И согласно позиции этих авторов, крещению должно быть уделено очень серьезное внимание.

Однако Павел является самым радикальным иудейским теологом. Он не только ничего не пишет о Празднике Крещения Господня, но и минимизирует в своей переписке важность крещения: как события и обряда. Крещение следует за верой и покаянием. Но оно никогда не становится дешевой разменной монетой между ним и теми, кто воспринимает христианство в неком поверхностном, партийном или даже в праздничном значении. Вера и исповедание Евангелия Иисуса Христа есть центральная задача этого апостола.

Виктор Шленкин,
"Баптисты Петербурга" www.baptist.spb.ru




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа 2017 г.

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа 2017 г.

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля 2017 г.

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня 2017 г.

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня 2017 г.

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля 2017 г.

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии