комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Пояс Богородицы

12 Декабря 2011 г.

Пояс Богородицы

Посещение России пояса Богоматери навеяло на многих журналистов и блоггеров особое вдохновение. Сетевые дневники были одновременно возмущены и вдохновлены, осенившим их знамением «честного пояса». А одно из направлений в оном наитии сообщило автору этих строк одну ассоциацию. У одного западного интеллектуала, когда он вспоминал свое паломничество в одно из христианских святилищ, с уст легко спорхнул такой безобидный, но в то же время величественный каламбур: «Как профессор биологии я, конечно же, понимал, что передо мной ослиная челюсть. Но как благоверный католик я сердечно поцеловал останки святого отца!».

Конечно, говорить, что вся Россия на прошлой неделе уподобилась одной сплошной очереди для приложения к поясу, было бы несправедливым преувеличением. Но на то оно и преувеличение. Таким вот журналистским способом мы привлекаем внимание читателя к интересующим нас вещам. То над чем так трудились Иисус и Его апостолы, а именно над тем вопросом, что наше поклонение Богу совершается в духе и истине, легкой рукой отменяется церковными коммерсантами. Благодать Христа Иисуса, которая равномерно распределена в каждом квадратном миллиметре нашей Вселенной, почему-то по какому-то странному недоразумению концентрируется на волокне средневековой подделки. Об этом писали даже среди православных блоггеров. Как и в случае католического ученого епископ Григорий Лурье в своих комментариях подметил: «Конечно, для веры в "настоящесть" такого позднего артефакта (сужу по фотографии) нужно иметь чистую душу, нетронутую образованием. Но в этом ничего страшного нет». Вряд ли кто-то даже из православных историков серьезно будет утверждать, что матерь Божья препоясывалась таким вот аксессуаром. Вряд ли также среди высокопоставленных церковных лиц кто-то будет отрицать развлечение иерусалимских дьяконов, при котором во время схождения «благодатного огня» в святом и древнем городе они озорным образом зажигают праздничные огни.

Но как и в случае харизматических служений нет ничего удивительного, что в силу особого психологического настроя люди действительно получают «исцеление». Такие психосоматические явления уже никого не удивляют. Заметно лишь то, что и само понятие «чудо» в этом случае заметно расширяется. При совершении чуда Иисусом, укажем на евангельских пример, никто не мог отрицать видимый эффект Его действий. В нашем же случае иереи и служители культа толково объясняют, что такой всплеск «народного благочестия» несомненное чудо для современной России. Что ж, вполне возможно. Только на наш протестантский взгляд чудом это вряд ли назовешь. Это просто очередная церковная риторика.

И в то же самое время мы попытаемся объяснить евангельскому верующему богословскую причину сего явления. Дело в том, что православные христиане верят, что святые – а Богородица в этом случае высший пример – при жизни сподобились стяжать божественную благодать. В силу своего неоплатонического философского воззрения византийские мыслители разработали ухищренную систему, которая легла в основу учения об обожении человека (теозис). Само слово «обожение» необязательно понималось как «обожествление» человека. Хотя некоторые православные опасно балансируют на краю этого почти пантеистического звучания слова. Не означает это и многобожия (политеизма), т.к. в православном сознании твердо укоренен иудейский монотеизм. Святой в течение своей жизни стяжает благодать (энергии) Святого Духа. Но стяжает он, скажут впоследствии представители народного благочестия, этой энергии для своего личного спасения чересчур много. И после своей смерти святой может делиться этой энергией посредством сотворенных по его образу икон, а также при помощи своих останков или же фетишей.

Кому-то это объяснение покажется очень знакомым. Так на стыке средневековья и современности Мартин Лютер нашел в учении об индульгенции католической церкви явное отхождение от богословия библейских авторов. И если католическое богословие не стесняется того, чтобы заявлять вполне логичные для их богословских ощущений вещи, православные в этом отношении действуют несколько законспирированно. Но идея на наш взгляд остается той же. Святым для своего обожения (т.е. спасения) заработанной или стяженной благодати много. Поэтому менее успешные на своем пути обожения миряне могут обогатиться этой благодатью, если они придут на святые места.

Для церкви подобные паломничества могут оказаться значительным экономическим выигрышем. В нашем случае привоз пояса Богородицы в Россию стал медийным и политическим подспорьем для власти Кремля. Так создаются и бизнес-схемы. Пилигримы покупают церковные «сувениры». Остаются и ночуют в церковных гостиницах. Щедро платят за возможность соприкоснуться со святым и трансцендентным. И само собой в этом подходе мы бы не нашли ничего такого плохого! Если бы это совпадало с сутью учения ранних путешествующих по римской империи церковных благовестников. И если Иисус в писаниях Иоанна (Ев. от Иоанна 4:21,23) подобные схемы недвусмысленно и по пророчески отменил, немощное и полуязыческое сознание еще цепляется за этот антибиблейский синкретизм.

Конечно, в апологетике церковных фетишей найдутся места из Священного Писания, претендующие на законность такого фетишизма. Так кровоточащая женщина касается края одежд Иисуса (Матфея 9:20), платки Павла исцеляют немощных и больных (Деяния 19:20), а кости Елисея стали причиной воскресения мертвого человека (4 Царств 13:21). Последний случай, кстати говоря, мы уже как-то обсуждали в статье «Илия и Елисей. Можно ли «замахнуться» на благодать».

Однако во всех случаях, укажем мы, постоянно концентрируется внимание на фактор веры. Наверное, никто и из православных богословов не будет отрицать того, что «приходящие к фетишам должны веровать». Но в библейском материале мы видим не просто прагматическую веру, что тот или иной фетиш может мне как-то помочь, послужить для личного прибытка или самоценной выгоды. Даже в волшебстве Гарри Поттера необходим фактор веры. Любому герою волшебных сказок нужна некая внутренняя убежденность.

В Библии все несколько иначе. За прикосновением к тому или иному предмету скрывается личная и историческая вера в то, Господь может делать и делает в личных отношениях с человеком. И не только в свете нынешней жизни, но и в будущей. Ведь сколько героев веры, согласно автору послания к Евреям не получило обещанного! (Евр. 13:39). Случай с кровоточащей женщиной указывает не столько на возможность получить исцеление без современной медицинской науки, а на божественность и инаковость Христа. Вера в мессианство и господство Иисуса, а не само исцеление – вот что подчеркивает евангелист. В случае с апостолом Павлом, читаем, что это «Бог, кто творил немало чудес руками Павла» (Деяния 19:11). Это не зависело ни от Павла, ни от гардероба его миссионерских одежд. Трудно представить, что эти одежды потом еще долго, чуть ли не века, где-то хранились. И как мы видим (в ст. 15), сыновья первосвященника Скевы, этакие неудачливые экзорцисты, потерпели полное поражение с нечистыми духами, т.к. не имели прямого отношения к тому, что именно «Бог делал руками Павла». Отношения с Иисусом – вот о чем говорит товарищ Павла по миссии Лука. И как в случае с пророком Елисеем, главное не целительная мощь христианских или иудейских останков, но личные отношения с Иисусом Христом.

Однако иметь такие личные отношения со Спасителем для невозрожденного человека чрезвычайно трудно. А церковному начальству где-то и невыгодно. Для первых развитие личных отношений с Богом груз непосильный. Да и для самих христиан это постоянный ежедневный вызов. Для этого нужно проводить личное время с Богом, словно ожидая ответа или взаимной душевной беседы на каменистом берегу от самого океана. Нужно ежедневно вдумчиво читать древний литературный памятник христианства Библию, внимая советам набивших себе руку на экзегезе церковных мудрецов и богословов. Также необходимо проводить общение с не всегда похожими на тебя людьми, чей круг мы и называем «экклесия». По-гречески мы понимаем это слово как «общину», «собрание» или «церковь». Да и свидетельствовать о своей вере тоже не всегда просто. Поэтому без возрождения самого человека совершать такие вещи просто невозможно. Ну а само возрождение личности или общества не измеряется килограммами, не застраивается храмами и не опоясывается поясами.

Для вторых, вполне возможно, фетиши это просто бизнес-схема для личного прибытка. Исторически, жрецам всегда было выгодно хранить знания о божестве, словно коммерческую тайну, от слуха ушлых конкурентов. В данном случае мирян. Ведь обученный неофит вскоре сам обратит свое внимание от лика духовного отца и священника к ставшему ему таким близким Божеству. И сам станет жрецом. «Царственным жрецом», как апостол Петр завещал (1 Петра 2:9). А терять власть над паствой никому не хочется. И если апостол Павел считал своей миссией и целью представить всякого человека совершенным, т.е. обученным и подготовленным во Христе (Кол. 1:24-29), церковная иерархия подобной цели как-то побаивается. Ведь у некоторых «благочестие явно служит для прибытка».

У курфюрста Фридриха Мудрого, патрона университета Виттенберга, да и самого реформатора Мартина Лютера, была богатейшая коллекция фетишей. На нее немецкий князь к своему дальнейшему огорчению потратил массу денежных средств. К тому времени по Европе гуляло несметное их богатство, о чьих дубликатах были осведомлены современные историки церкви. Так наблюдательное церковное сообщество знало о десятке голов Иоанна Крестителя, нескольких копьях, которыми пробивали бок Иисуса Христа. Мы уже не говорим о других коллекциях костей, челюстей, стоп и прочих гротескных особенностях церковных фетишей. И знаете что? Не только тогда, когда виттенбергский библеист Мартин Лютер вбивал 95 тезисов в ворота университета, но и раньше, когда Иисус разговаривал у колодца с самарянкой, было известно, что христианство стало самым универсальным религиозным явлением. Иисус стучится в каждый дом (Откр. 3:20). Каждый отдельный христианин становится храмом Святого Духа (1 Кор. 3:17). Отец и Сын приходят и сотворяют в каждом христианине свою обитель (Ев. от Иоанна 14:23). И неужели в эту универсальность людям так сложно поверить?! Скорее, нет. Думается, что для них все это стало бы настоящим облегчением. И в очередной раз становится очевидным то, что все эти знания напоминают нам связку тех ключей, которыми пастыри церкви должны отворять двери, ведущие к спасению человека (Ев. от Матфея 16:19; Откр. 1:18). А когда лидеры церкви и богословы отказываются от этой миссии, страшным становится предостережение Иисуса Христа: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лука 11:52).

Виктор Шленкин,
"Баптисты Петербурга" www.baptist.spb.ru




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа 2017 г.

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа 2017 г.

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля 2017 г.

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня 2017 г.

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня 2017 г.

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля 2017 г.

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии