комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Что не замечает Прохоров и компания

29 Июня 2011 г.

Что не замечает Прохоров и компания

Российский бизнесмен Михаил Прохоров стал теперь и политиком, будучи избранным лидером «Правого дела». Слушая его ответы в интервью Познеру на Первом канале, видишь, что этот человек может держать боевую стойку. Теперь СМИ разрываются, пытаясь рассказать, что Прохоров сё, и Прохоров то… Почти каждый журналист считает своим долгом влезть в данную тематику, пересказывая программу этого новоиспеченного лидера правых. Программу, в которой нет ничего этико-религиозного.

Читатель все-таки ошибется, если подумает, что и наша статья будет посвящена этому русскому миллиардеру. Нас здесь интересует вовсе не политическая или экономическая подоплека этого события. Протестанты в России привыкли обращать внимание во время евангелизации на тот факт, что самыми благополучными в экономическом или социальном отношении являются такие страны как США, Германия, Англия, Швейцария и некоторые другие. И дело не в том, что все их политики начинают свои выступления с молитвы, а в конце говорят: «God bless you!» (англ. «Да благословит вас Господь»). Недавно мне довелось прочитать статью одного протестантского церковного спикера, который снова самозабвенно подчеркивал эту идею: успех и благополучие нашей страны зависит от ее отношения к богословской мысли Реформации. И не удивительно. Это на самом деле так. Русский турист от удивления только может открывать рот: почему на немецких улочках так чисто, компактно и уютно? Как немцам удалось создать такие бренды как BMW, Mercedes und Audi? Откуда у них взялся этот «квалитет»? Зависит ли успех нашей страны от ее отношения к «богословскому наследию реформаторов»?

Так-то оно так… Но вопрос в другом: отношения всей нашей страны (всех наших граждан) или ее политической элиты?

Кстати, в июне будет 20 лет со дня избрания первого российского президента. Он тоже делал ставку на преобразования. И в его программе вопрос о какой-либо роли церкви (ну, по крайней мере, в самом начале) даже не поднимался. Хотя позже Ельцин дал зеленый цвет РПЦ, впредь вопрос о других модусах христианства не рассматривался.

Почему же немцы в лице князей в начале XVI века выбрали путь на реформу церкви, а русские – нет? Типичный (и пафосный) ответ церковного проповедника: немцы духовно изголодались по Евангелию и сделали свой выбор! Так-так… А почему тогда русские люди все еще «не изголодались»?

Дело в том, что Реформация – это еще не Мартин Лютер и не Жан Кальвин. Когда мы говорим о Реформации, нужно помнить, что ее предпосылки лежали не только в личностях реформаторов. Европа буквально трещала по швам перед тем историческим моментом, когда виттенбергский профессор вбивал 95 тезисов в двери университета. В начале XVI века среди жителей Священной Римской Империи, кроме всего прочего, разрастался антиклерикализм, голод и чума. Начался быстрый рост городов и университетов. Появилось книгопечатание. Затем рост национального самосознания в империи Карла V. И, скажем еще немаловажную вещь, в разрыве с Римом были также заинтересованы национальные немецкие князья, магистрат швейцарский кантонов и скандинавские принцы. Никто из немецких князей не был в восторге от того, что их кровные гульдены отправлялись в дальний поход в итальянскую казну папы. Другими словами, немецкая политическая элита была заинтересована в Реформации кровно. Шкурно. Всеми порами. Как хотите, так и называйте.

А что произошло на Руси? Как мы кратко показали, кроме личностей самих реформаторов (никто не сомневается в их незаурядности и величии) имелся некий политический подтекст. Владимир Красное Солнышко тоже был заинтересован в христианстве. Но в его православной византийской форме. Не надо говорить, что Владимир в семинарии не учился и богословия не знал. Следовательно, о важности «протестантской этики» он не мог знать хотя бы хронологически. Породниться с византийским императором Василием II его заставлял политический аспект. Прям как и в случае с немецкими коллегами! Взяв Корсунь, киевский князь рассчитывал получить в жены царевну Анну и лишь потом он принял крещение. Киевская политическая элита не чувствовала впредь никакой особой нужды в проведении каких-либо церковных реформ, поскольку византийская симфония, заметьте, всегда предоставляла им конкретные политические плоды.

Вернемся в современную Россию.

Говоря о социальных и экономических преобразованиях, «кремлевский тандем», Прохоров и другие представители политической элиты страны не ставят на протестантов. Да и на православную духовность они тоже не ставят. А должны ли? На «Первом канале» Прохоров признался Познеру: «Пусть церковь занимается духовными вопросами, а мы – светскими». Очень удобно. И исторически. Так было всегда, начиная с Петра Великого, который упразднил патриаршество. Никакого интереса к РПЦ. Но как мы показали, немецкая политическая элита была «шкурно» заинтересована в Реформации. И именно поэтому они сделали ставку на августинского монаха, который поднял вверх тормашками всю религиозную Германию. Плюс, не стоит забывать, Лютер имел дело с соотечественниками, которые были религиозно готовы принять его идеи, а россияне от своих же российских протестантов – нет (хотя разговор о «духовном подъеме» в России в начале 90-х – это отдельная тема).

Второе, русская православная церковь в принципе полностью удовлетворяет политическую элиту страны. РПЦ не обличает ни тандем, ни чиновников. Тогда как немцы возмущались тем фактом, что их десятина переходит в казну римской империи, нефть и газ нашего народа остается в России. Т. е. у чиновников. Тут все путем. Поэтому симфония церкви и государства вполне удовлетворяет «русских князей», а видеть политическую или экономическую составляющую в протестантизме они в перспективе не собираются.

Грустный, казалось бы, вывод. Но это так. На сегодняшний день в программу Прохорова или какого-либо другого политического лидера вопрос о духовной составляющей или каком-либо другом ингредиенте для общественной и социальной трансформации даже не поднимается. Даже Ельцин сделал ставку на РПЦ чисто из политических соображений. Сблизиться с патриархом его заставил не богословский гений Алексия II. Исключительно, понимаешь ли, политический расчет! Русские архиереи создали впечатляющий и блистающий церковный антураж в борьбе Ельцина против Зюганова. Но духовное влияние РПЦ – один сплошной пшик…

Поэтому на наш взгляд у протестантов в России есть две возможности, чтобы повторить (или «завалить») «европейский опыт» XVI века. Первое, русским протестантам, кроме всего прочего, нужно сосредоточиться на политической элите нашей страны. Что им нужно? Чему нужно соответствовать, каким умственным/социальным стандартам, чтобы говорить с элитой на «человеческом», а не на «церковно-ладанном» шаблонном языке. И тут, нам кажется, не обойтись без той же «протестантской интеллектуальной элиты». Другими словами, нужно делать ставку на образование.

Вторая возможность, это забыть о первой возможности. Т. е. не делать ставку на образование. Не идти на диалог. Считать своим священным делом то, что ориентация на какую-либо «элиту» — это дело не духовное и не церковное. Будем заниматься одной лишь евангелизацией! Устраивать молодежные конференции. Собираться в своих молельнях. Но тогда нужно забыть о том, чтобы говорить отчасти пустые речи о «духовной значимости реформации». Будем жить сектантской во всех смыслах церковной жизнью. Ведь Европейская Реформация – послушайте историков! – это не только религиозное, но и политическое, социальное и экономическое событие. Поэтому российским протестантам нужно все еще во многом расти.

Виктор Шленкин,
"Баптисты Петербурга" www.baptist.spb.ru




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа 2017 г.

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа 2017 г.

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля 2017 г.

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня 2017 г.

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня 2017 г.

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля 2017 г.

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии