комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Евангелие от редукциониста

21 Июня 2011 г.

Евангелие от редукциониста

Кто-то и сам запросто может выпить мутненькой и грязной водички из различных религиозных и философских источников, скажем мы, перефразируя Иринея Лионского. А кто-то умудряется разливать ее в стеклянную или пластиковую тару и бойко торговаться ею на рынке. Барт Эрман («Прерванное слово Иисуса») не является гением в современной библеистике. Но одно дело копошиться в древних рукописях Нового Завета (как его профессор Брюс Метцгер), другое – сделать на этом куш. Коммерциализация научных знаний вещь необходимая. Хотя сами «коммерсанты от библейской науки» занимаются этим не совсем совестливо и за качество не отвечают.

В начале девяностых годов в России богословская литература, которую клеймили в консервативных семинариях как «либеральную», была все еще экзотикой. Ею интересовались философы-религиоведы с кафедры воинствующего атеизма. Мало кто думал, что в новом времени вопросами библеистики так серьезно зададутся светские книжные общества. Сегодня такие книги можно найти во многих издательствах. И именно эту книгу мне подкинул человек, который не имеет к библеистике прямого отношения. И это означает одно: вопросами библейской науки и «Исторического Поиска» заинтересовались люди на церковной периферии.

Барт Эрман пишет книгу об Иисусе с позиции историко-критического метода. Он сравнивает многочисленные отрывки в синоптических Евангелиях и в посланиях Павла. Не без торжества этот библеист из Принстонской Богословской семинарии показывает неподготовленной (и где-то и подготовленной) консервативной аудитории различные «неувязки». Как он демонстрирует из личного опыта, именно эти противоречия в Библии побудили его расстаться с консервативными библейскими позициями, которые у него были сформированы в библейском институте Муди. Теперь в его распоряжении исключительно скептические убеждения, которые он приобрел в Принстоне.

Конечно, кто-то может его спросить, а зачем вообще искать в Писаниях «искажения»? Эрман хочет пошатнуть веру религиозных искателей библейских истин? Автор аккуратно подчеркивает, что в задачу его книг этот аспект такого предприятия не входил. Поэтому если какой-то консервативный баптист после прочтения его книги спалит свою исчирканную Библию и бросится головой вниз с моста – автор за сей поступок ответственности не несет. Ведь уход от христианской веры его побудили вопросы теодицеи (совмещение идеи благого Бога и страданий в нашем мире), а не историко-критического метода. И, кажется, здесь он вполне может слукавить. Однако разберем здесь ключевой вопрос, который является решающим для понимания намерения этого американского писателя. Многие его доводы могут показаться читательской аудитории вполне весомыми. Но и мы не будем некритичными к его тезисам. Ведь если Библия – исключительно человеческая книга, можно ли найти ей альтернативу? По Барту Эрману – нет. У нас с ним только одна дорога – агностицизм. Или же Эрман не туда глядел…

Дело в том, что авторы библейских повествований не были историками в современном смысле этого слова. Когда же мы говорим о «несовременном» мы имеем виду то, что они жили в до-критический период времени. Критическое мировоззрение возникло значительно позже, в период эпохи Просвещения с его модернизмом: запущенными паровозами, дирижаблями и пароходами. Именно в этот период времени к «науке» стали предъявлять новые требования (хотя слово «ученый» вышло из уст англиканского священника…). От нее стали ждать точности и верифицируемости (тест на проверку). Люди перестали верить в потусторонний мир с его чудесами и ангелами. Ученые стали интересоваться только теми вещами, которые можно было бы «пощупать» и «попробовать».

Приведем пример. До прихода немецких исследователей-библеистов мало кто серьезно задумывался над тем, почему в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки Иисус стоит на разных геологических «платформах». У Матфея Иисус разъясняет народу, опираясь ногами на гору (поэтому Его проповедь стала «Нагорной»). А у Луки Иисус, объясняет свое учение, оказываясь на «ровном месте» (однако эту проповедь никто не называет «Равнинной»). Для Барта Эрмана, скажем так, подобное разночтение стало бы прецедентом, чтобы насмешливо говорить о «неточностях» в Библии. Но прав ли он?

Вообще, у всех историков левого (т.е. либерального) лагеря всегда имеется тенденция ставить вопрос буквально ребром. Между такими опциями как: 1) Различие богословских акцентов, 2) Разночтение, 3) Искажение, 4) Гнусная и безбожная ложь – наши либеральные товарищи склоняются больше к третьему и четвертому пунктам!? Но дело в том, что ни Матфей, ни Лука – повторим этот факт еще раз – не были историками в современном модернистском (критическом) смысле этого слова. Это не означает, что они могли безответственно писать о существовании любых мистических персонажей, при этом не отвечая за слова. Скорее тут дело в другом.

Позицию библейских авторов можно назвать идеалистической и до-критической. Ее мы, кстати сказать, используем каждый день намного чаще, чем позицию критического метода. Когда юноша пылко и самозабвенно признается в любви своей возлюбленной, он использует различные чувственные лирические преувеличения: «его сердце пылает, душа горит, ночами не спит, перейдет через реки и моря…» и пр. Поверьте, если он не будет спать по ночам, он просто умрет. Однако если он будет говорить ей о своих чувствах «научно», т.е. о гормонах, возбуждении, химических реакциях в организме, девушка подумает, что либо он свихнулся, либо у него проблемы с чувством юмора. Другими словами, «научный» и «критический» подход тут не годится. Модернистский редукционизм, который «сводит» (т.е. редуцирует) человека к высокоразвитому представителю животного мира, – не работает. Согласно редукционизму дарвинизма, скажем так, человек – это всего лишь животное, которое после того, как пообедает научилось вытирать рот и говорить «спасибо».

Что происходит с Библией, когда ее рассматривают с позиции предубежденного редукциониста? Библия становится литературным, религиозным, философским артефактом. Тогда «равнинная» и «нагорная» черты проповедей Иисуса становится достаточным условием, чтобы обвинить евангелистов в гнусной лжи и подтасовке. Однако Матфей и Лука были не просто историками (я уже говорил об исторической эволюции философии этого слова), но еще и богословами. Они, как и Иоанн, помещали Иисуса в то или иное место, окружали его словно антуражем теми или иными обстоятельствами, деталями и людьми. Они не прибегали к модернистскому пониманию истории (тогда ее и не было), а объясняли свое учение теми средствами, которыми редукционистский метод объяснить не мог. Если объясняться по е-мейлам или где-то на кухне исключительно таким способом, жизнь станет просто невыносимой.

Например, Иоанн нигде не говорит о слове «покаяние» (хотя идея покаяния проходит красной нитью по всему четвертому произведению). Означает ли это, что Евангелие «противоречит» синоптическим авторам: Матфею, Марку и Луке? Эти авторы что-то убирают, а кое-что добавляют. Почему? Потому что они смотрят на жизнь как на некое сложное явление, которое не может быть объяснено «голыми фактами» редукционизма. Ведь человек был создан Богом не только для того, чтобы считать на черном бархатном небе звезды. Он еще был создан Творцом, чтобы ими восхищаться. Восхищение Божьим творением, возможность видеть парадоксы – это качество, которое со временем теряют редукционисты. Для них Евангелие – это книга, которая лишена тайны и отголосков священного романа (воспользуюсь фразой Элдриджа). Ведь поэтому редукционисту уже чужда любовь, музыка, искусство и молитва. Превращаясь в глазах обыкновенных людей в библиотечного паука, лабораторную крысу, «ботана», последователь эмпирического метода не видит в спектре других ярких цветов. Он не слышит звуков в сонате. Он лишается вкусовых ощущений. А нам, Божьим поклонникам и созерцателям Его творения, Бог дает веру и способность видеть в земном создании Его славу. Она видима от самого создания.

Виктор Шленкин,
"Баптисты Петербурга" www.baptist.spb.ru




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии