комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Мы не были никому холопами никогда!?

24 Февраля 2011 г.

Мы не были никому холопами никогда!?

19 февраля 1861 года манифестом российского царя Александра II было отменено крепостное право в России. Этому событию исполняется 150 лет! И оно для России является не только историческим. Скорее знаменательным. Дворяне мешали в этом царю в то время так же, как сегодня мешают нашей модернизации чиновники. Отмена крепостного права – это наша русская Пасха. В каком-то смысле, наш русский Исход. В нем не меньше повода для очередной национальной годовщины, как и конец Смутного времени, который мы празднуем в ноябре.

Если же говорить о факторе «созревания» в вопросе отмены рабства, Швеция стала первой страной в Европе, которая его отменила на территории своей страны в 1335 г.! Румыния сделала это, опередив Российскую империю на шесть лет (1855 г.). В крепостном праве, которое касалось главным образом крестьян, сдвиги были медленнее, но, тем не менее, Россия в любом случае оказалась не впереди Европы всей: Молдавское княжество отменило крепостное право в 1749 г., Дания — в 1788 г., Франция — в 1789 г., Швейцария — в 1798 г. Неудивительно, что и паровозы встали у нас на рельсы и поехали также значительно позже. Многие индустриальные и технологические процессы в России появляются через века. Безусловно, проблема была не в самом рабстве или крепостном праве. Такова была эпоха, которую нам сегодня трудно понять. Но занимательно то, что все новое в Россию приходило к нам через всю Европу «пешком» с многочисленными перекурами и перевалами. Как это не судьбоносно для нас, но наше созревание всегда было каким-то запоздалым.

Может, кстати говоря, мы однажды также оставим за своими плечами как часть исторического прошлого и «прописку», паспортный контроль и другие виды на жительство? Именно из-за нее многие люди продолжают испытывать массу проблем, связанную с элементарной социализацией при переезде из одного российского региона в другой. Не является ли сегодня и это явление современным дубликатом советского крепостного права? Однажды отменив при самодержавии крепостничество, Сталин вновь его ввел через обязательные трудодни в колхозах. Ведь нужно как-то поддерживать оплот государственности: армию и флот.

О рабстве и холопстве много сказано в Священном Писании. История порабощения избранного народа описана в Книге Исход. Эта история еще станет примером для многочисленных типологий, на которые будут ссылаться тысячи вдохновленных Богом проповедников прошлого, настоящего и будущего. История смерти и становления нового народа. История рабских воспоминаний и дерзновения нового поколения, которое выросло в лучах ночного огненного столпа и тени облачного как знак присутствия Яхве над скинией собрания.

Моисей, выводя свой народ из Египта, усиленно пытался понять, что может сделать в битве за Ханаан вот эта без пяти минут назад толпа беглых рабов. Теперь это – группа, которой суждено войти на сорок лет в историю пустынных странствий и побить рекорды Гиннеса как племя полукочевников. Свое рабство они будут осознавать еще долго и дело тут не в шрамах на спине от ударов плетьми египетских надзирателей. Дело в воспитании и психологии. Эти люди, с энтузиазмом марширующие по пустыне, поднимая ногами пыль и гордо смотря в небеса, в голову не смогли бы взять одну вещь: через несколько поколений их потомки гордо откажутся вспоминать те годы, за время которых их предки в рабстве волочили свое убогое существование в стране высоченных пирамид. Вроде как на Пасху эта не совсем благородная мысль должна была всегда приходить им на память. Отцы рассказывали своим детям, «как это все было». Однако группа спорящих перед Иисусом иудеев откровенно лгала своему Мессии: «Мы не были рабами никому никогда» (Евангелие от Иоанна 8:33).

Хотя мы празднуем день отмены крепостного права намного реже, нежели иудеи Пасху, с этим днем, в действительности, мы могли бы связать обилие различных духовных истин. В дни Иисуса «вавилонский плен» продолжался, хотя в округах Иерусалима давно халдеев след простыл. Пришли римляне. И вроде бы храм есть. Вроде бы есть священство. Царь имеется. Однако все люди горько осознавали, что остаются по-прежнему в рабстве. И только пришествие Мессии может освободить их от этого душевного, да и политического гнета.

Как кажется, немногим такая картина будет отличаться от нашей действительности. Есть XXC (Храм Христа Спасителя). Имеется и храмовая стража, которую мы будем именовать полицией. Есть бюджетная церковь со своей линейкой ритуальных услуг. Есть как первосвященник патриарх. Есть царь (президент). И пусть он как Ирод посажен ресурсом Кремля (сиречь, Рима), – но свой же! А люди живут как тени в отчаянии и усталом страхе. Потому что вавилонское пленение и в России продолжается. И хотя мы освободились от коммунизма, наши демоны по-прежнему гуляют на свободе, распевая свои бесовские песни. Не хватит даже десяти кремневых или силиконовых долин со всеми своими инновациями, где можно было бы закопать как в бездну этих духов, чтобы взамен отпустить на волю русских людей. Супермаркеты большинству заменяют «лук, рыбу, огурцы и чеснок» (Книга Чисел 11:5), которую мы хоть и без большой радости, но разменяли на гражданские права и свободы. Роман о мертвых душах продолжается.

В свое время игумен Вениамин (Новик) писал, ссылаясь на слова Соловьева, о возможности сбыться словам великого русского философа Вл. Соловьева. Когда нация отступает от Бога откуда-то, как правило, у пророков (Иеремия, Иезекииль), «с севера», приходит воинственный народ. Кавказцы ли это или мусульмане (куда уж северней для северной страны?) – дело не в этом. Дело в том, что между социальной, политической, духовной и культурной генетикой есть четкая связь. Именно она образует единый организм, который при нарушении божественных установлений, вдруг внезапно теряет свою целостность. И на таком теле легко паразитируют «люди несмысленные». Так было со многими культурами. Но выход есть. Как для религиозных институтов, так и для светского общества. Он заключается в отказе от ложных идолов (стереотипов), упоения самовосхвалением и самосозерцанием. В отказе и отречении от прошлого, где огурцы и чеснок. Поворот к Богу заключается в служении своему народу, своим близким. Это служение начальствующих – тех, кто во власти, – тем, кто согласился поставить их на эту власть. Ибо цель политики: служение людям ради общего блага. Это реализация своего божественного предназначения (Послание Римлянам, 13 глава) в свете учения Спасителя. Это переустройство души, а не модернизация городских фасадов. И если мы снимем с себя духовное бремя, изменим пред Богом привычное для себя холопское сознание, социальное и экономическое бремя отвалится само собой. «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Евангелие от Иоанна 8:36).

Виктор Шленкин,
"Баптисты Петербурга" www.baptist.spb.ru




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа 2017 г.

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа 2017 г.

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля 2017 г.

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня 2017 г.

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня 2017 г.

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля 2017 г.

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии