комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Без Судьи нет следствия

16 Июня 2010 г.

Без Судьи нет следствия

В наши дни многие испытывают противоречивые чувства, когда в их присутствии заходит разговор о религии, в которой преобладают закон и нравственные принципы. Христианство, как и иудаизм, всегда ассоциировалось у людей с правилами и постановлениями, за нарушение которых хладнокровный небесный Судья наказывает преступника. Однако светская культура воспринимала такое Божество в карикатурных тонах. Такое насмешливое отношение к Богу-Судье кажется странным. Ведь в России дальнейшее экономическое развитие напрямую связано с успешной работой именно судебной власти.

Возьмем тот же вопрос создания инновационных городов. Как кажется, наше государство хочет повторить опыт передовых по своим технологиям стран, где создание инноградов создало благоприятную почву для коммерциализации научных открытий. Но для того, чтобы опыт, например, Гонконга, повторить в Сколково необходимы не только деньги и человеческие ресурсы в лице ученых и бизнесменов.

Ранее считалось, что для благополучия и экономического процветания общества достаточно какой-то коммерческой идеи, т.е. создания бизнес-плана и успешного накопления капитала. Сегодня все изменилось. Вернее, мы можем говорить о возврате к прежним формулам успеха. Экономисты теперь считают, что для успешного развития экономики необходимо иметь такое же успешное развитие институтов (Дарон Асемоглу, Саймон Джонсон и Джеймс Робинсон). И это в России, где уже существует масса учреждений, которые как раз таки противодействуют развитию новых экономических институтов и идей. Но, как нам кажется, в свете христианской истории подобные возвраты ad fontes («к источникам») напоминают нам не только просветительские идеи гуманистов, но и учение реформаторов.

Семейства Борджиа и Медичи, которые, кроме всего прочего, накануне Реформации занимались банковским делом, прекрасно понимали, что такое капитализм. Золотые монеты, конечно, появились не с реформаторами. Однако средневековые капиталисты вряд ли связывали создание капитала с какими-либо духовными идеями. Впоследствии Мартин Лютер и Жан Кальвин связали христианскую этику с ее акцентом на призвании (der Beruf) с конкретной профессиональной деятельностью человека. И чтобы эта деятельность получила успешное развитие, христианин должен понимать, что важность его труда нисколько не уступает важности созерцательной деятельности монаха. Все были сотворены царственными священниками, и просто некоторым посчастливилось стать клириками, считал Лютер.

Однако Лютер на этом не остановился и пошел дальше. В своем воззвании к князьям немецкой нации реформатор ратовал за качественные преобразования в обществе. Бывший августинский монах прекрасно осознавал, что без социальных реформ его идеи отлетят как горох от стенки, а духовное и экономическое благополучие немцев останется голой богословской идеей.

Конечно, евангельские идеи известны благодаря своему ударению на Божьей благодати. Но для них в то же время характерен реформаторско-европейский «орднунг». Хотя на иврите Тора переводится как «поучения» или «инструкции», часто это слово в силу недоразумений переводят как «закон». С другой же стороны, Бог в действительности дал массу предписаний и правил, исполнение которых влекло благословение, а нарушение – наказание. И порой даже смертью. Так христианство унаследовало от иудаизма портрет Бога, где Он изображался как справедливый Судья и Владыка. О справедливости Бога восклицают авторы Книги Притч и воспевают сочинители псалмов. И по ходу истории, – то ли мир вяло прислушивался к голосу провозвестников, то ли церковь невнятно объясняла людям Евангелие, – была создана масса карикатур, где верующие изображались исключительно как институт, исключительно ратующий за соблюдение религиозно-юридических норм и постановлений. И вся ирония заключается в том, что этот же мир сегодня так отчаянно нуждается в таком Господине и Владыке, который принес бы ему справедливый суд.

Секрет «азиатских тигров» или, скажем, Гонконга объяснялся тем, что этот город адоптировал уже развитые общественные институты Британии, словно франшизу, усваивая их в жизнь своего полиса: развитое судебное устройство, диктатуру закона, отсутствие интервенции со стороны чиновников и высокоразвитую независимость частного сектора.

Другими словами, когда государство соблюдает в сфере бизнеса приоритет и назначает чиновников, которые ставят своей целью соблюдение справедливости закона, и дарует сверхнадежные гарантии по соблюдению прав предпринимателей, тогда теоретическое проектирование иннограда получает мощный импульс. В противном случае, инвесторы вряд ли поверят в проект российской версии кремниевой долины, когда права бизнесменов и инвесторов постоянно нарушаются.

Вы все еще посмеиваетесь над «устаревшей» и «средневековой» картиной Верховного Владыки мира и Судьи? Законы Библии «немодны» и «чудны» в присутствии продвинутого и модернизированного человеческого общества двадцать первого века? Но почему же тогда Россия продолжает чаять суда и справедливого следствия? Угнетаемый мир нуждается в том, кто однажды праведно рассудит обидчиков и обижаемых. Христиане указывают на Новый Инноград, где будет царствовать праведный Судья и, что нисколько не удивляет знатоков Божьего откровения, прежде угнетенные праведники. Их слезы в один прекрасный день милосердный Господь насухо отрет и не оставит там места ни для одного печального взгляда.

Виктор Шленкин,
"Баптисты Петербурга" www.baptist.spb.ru




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии