комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

На День России

22 Июня 2009 г.

На День России

А вы заметили, как был отмечен День России? Как кажется, этот день стал просто очередным поводом для последних долгих выходных в этом году. Но почему День Независимости для американцев является намного более важной датой, нежели для нас День принятия декларации о государственном суверенитете России? Почему у нас не возникает самых ярких и родных ассоциаций в связи с этой датой?

Конечно, эта дата действительно отмечалась. Но как-то формально. Без эмоций. Формальные мероприятия, речи, концерты. Хотя имелись неформальные оценки касательно этого дня. Многие возражали еще с самого начала, говоря, что, собственно, Россия и не была никогда в какой-то зависимости. Да, кстати, от кого зависела Россия? Это очень проблематичный вопрос. И до сих пор нерешенный. Вот почему Борис Ельцин предложил отмечать эту дату просто как День России. Мы не будем пускаться в исторические и философские дебри насчет особенностей и уникальностей различных нюансов нашего родного прошлого (хотя мнение автора заключается в том, что Россия была в зависимости от определенных идеологий и ценностей). Как кажется, отсутствие радостного подъема в настроении россиян может быть некоторым образом объяснено.

На радио «Эхо Москвы» два журналиста (Сергей Бунтман и Леонид Радзиховский) рассуждали об этом факте в весьма любопытной манере. Любопытной для светских наблюдателей. Хотя Леонид Радзиховский и позиционирует себя как агностик, многие его оценки выдержаны в спокойной для эпикурейца манере, в которых наблюдается мудрое восприятие окружающей нас действительности, приправленное цинизмом библейского Екклесиаста на разные темы политики и экономики. Согласно Радзиховскому, формирование сравнительно молодых государств (вернемся к той же Америке) происходило с величайшим выбросом энергетики и энтузиазма. Отцы-основатели США, которые ко всему прочему были людьми достаточно набожными, видели в организации своего государства некую мессианскую идею. То есть миссию, цель, какое-то космическо-провиденциальное значение! То же произошло, например, и с Францией, с принятием Конституции и постулировании республиканского девиза Liberte, Egalite, Fraternite («свободы, равенства и братства»). Возможно, такой же энтузиазм сопровождал и молодой Советский Союз. Однако современная Россия подобного мощного энергетического, идейного выброса не имела. Далее журналист горько отмечает: «А первую скрипку, к сожалению, среди отцов-основателей… играли люди, в которых просто перегнивал и догнивал гниющий Советский Союз, вот эта гнилая совковая номенклатура с ее хищно-жлобскими инстинктами, гнилая номенклатура, у которой было одно-единственное желание – тырить, прятать и тырить по новой, для которой все освобождение от Советского Союза свелось к возможности массированного разграбления т.н. государственной, то есть ничьей, собственности. И вот если в момент рождения нет этой энергетики, веры наивной, может быть, жестокой, может быть, ошибочной, какой угодно, а есть просто догнивание – «И покуда не поймешь смерть для жизни новой, хмурым гостем ты живешь на земле суровой». Рождение – это всегда чья-то смерть. Но здесь, к сожалению, смерти-то никакой не получилось. Получилось такое гниение совка, переходящее в следующую стадию гниения, под другими словами – под словами о свободе, под словами о независимости, а с 2000-го года…».

Жестко. Но в тему. Еще Тютчев отметил: «Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов». Мы бы могли еще добавить к умственной жизни жизнь духовно-нравственную. А с этим было слабовато в России еще с давних веков.

Кстати, если вспомнить библейское повествование о создании государства Израиль, то сказать, что оно сопровождалось выпуском идейной энергии и энтузиазма, значит ничего не сказать. Погруженный во тьму и дым Синай, испуганный звуками труб, грома и молниями народ, бесстрашный и спокойный Моисей, – в это время Господь пришел в сретение с теми, кого Он хотел сделать новой нацией. Своей нацией. В этот день Израиль получил Закон и вступил в заветные отношения с Богом.

То же самое можно сказать и о церкви. В день Пятидесятницы родился новый Божий народ. В Иерусалиме в присутствии изумленной диаспоры Господь излил на апостолов и учеников Святой Дух. Они заговорили на разных языках, что знаменовало межэтнический состав нового государства со своим новым полисом – Новым Иерусалимом. Бог до сих пор хранит эту энергию и энтузиазм Святого Духа в своих учениках – Церкви двадцать первого века. То, с чем не справился Израиль (научить все народы о едином и истинном Боге), теперь справится Церковь. Подобный мессианизм есть у многих сравнительно молодых стран, которые рождали свои государства с новой мессианской идеологией через муки и скорбь вопреки прежнему режиму.

Однако мы все еще пытаемся найти свою миссию. Горькая мысль Петра Чаадаева была перефразирована сатирой Михаила Задорнова: «Россия имеет для всего мира поручение космического масштаба: мы показываем всем, как жить не надо…» Как кажется, для того, чтобы уйти от такой «мессианской затеи», с народом должен произойти какой-то кризис. Только после кризиса и боли, сознательного раскаяния общенационального масштаба может произойти, выйти из горнила агоний и мучений что-то новое. Новая Россия. А для этого нужно дать адекватную, справедливую оценку тому, что с нами произошло. Дать оценку жестоковыйному самодержавию и тоталитаризму Советского Союза с его научным материализмом и попранием человеческого достоинства. Ведь оба режима попирали свободу совести – то, что даровал человеку сам Бог. Если же этого не произойдет, мы и далее будем с непреклонной стойкостью, такой вот энергетикой и энтузиазмом нести взваленный на наши плечи (собой же) «чаадаевский мессианизм». А так не хотелось бы. Иначе День России будет праздноваться и в будущем как нечто формальное, без подлинного идейного наполнения и значимости для жителей нашей страны. Или мне это так просто кажется.

Виктор Шленкин, "Баптисты Петербурга"




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии