комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Илия и Елисей. Можно ли «замахнуться» на благодать?

22 Апреля 2008 г.

Илия и Елисей. Можно ли «замахнуться» на благодать?

Два пророка. Одна преемственность. Из жизни этих ветхозаветных фигур мы можем вывести значительный урок. Между ними имеется некая взаимосвязь. Как Илия, так и Елисей, – оба обладали удивительной пророческой одаренностью и способностью уникальным образом являть Божью силу и славу. Невесомый топор, падающий с неба по щелчку пальца огонь, очищенный сирийский прокаженный или неистощимая мука – для еврейских пророков все это было парой пустяков. Но каково было начало и конец того периода, который обрамлял служения этих двух Божьих мужей? В их истории содержится нечто интересное и поучительное для современных христиан.

Одна из особенностей богословских споров между «традиционными» и «не очень» церквами заключается в доказательстве исторической принадлежности к особой «апостольской преемственности». Мы помним, однако, что сказал Иисус Христос: «Дух дышит где хочет» (Иоанна 3:8). И, похоже, жизнь Илии и Елисея может быть в этом смысле самым ярким примером.

Илия появляется как будто ниоткуда. На сцене возникает провозглашающий Божью волю израильтянин: «И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». Никакой предыстории. Ни слова о принадлежности к какой-либо «пророческой семинарии», традиции или преемственности. Илия начинает свое служение с пророческих слов. После этого мы становимся зрителями поистине невероятных чудес, самым ярким из которых является состязание двух школ: жреческой Ваала и пророческой Яхве (3 Царств 18:21—40). Вот такой Илия – ни школы, ни наследия! Вот так просто Господь дал ему пророческое призвание и дары. Заслугой же Елисея является то, что он распознал и позже возревновал о служении этого Фесвитянина.

В 4 Книге Царств начинается его, Елисея, история. В тот день, когда Господь пожелал забрать Илию в вихре на небо, старший пророк перед своим «отлетом» предложил Елисею исполнить любую его просьбу. «Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет» (4 Царств 2:9—10). Заметьте, как Илия реагирует на такую дерзновенную просьбу: «Ну, ты даешь!». Или: «О-го-го, ничего себе ты попросил?!» Но как бы там ни было, Илия не возражает. «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части» (4 Царств 2:11—12).

Далее в жизни Елисея начинаются просто фантастические эпизоды, которые больше напоминают фрагменты из фильма «Матрица», нежели из реальной жизни. Но об этих историях можно прочитать самостоятельно. Нас интересует кое-что другое. Обратимся к концу насыщенной выдающимися событиями жизни пророка. Когда Елисей состарился, к нему пришел израильский царь Иоас. Он правил в своей стране шестнадцать лет. И об Иоасе было сказано, что он делал неугодное в очах Господних (4 Царств 13:11). И вот что произошло: «Елисей заболел болезнью, от которой [потом] и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!» (4 Царств 13:14). Как видно, благодаря исторической памяти Израиля царь, как и все люди, были прекрасно осведомлены о подробностях истории восхищения Илии с земли на огненной колеснице. И вот, когда в критическое для Израиля время царь должен принимать сложные решения, единственный пророк – гарантия Божественного присутствия и преемственности – должен скоро уйти из жизни. Что делает Иоас? Просит ли он так же дерзновенно, как однажды Елисей, Божьей силы и благодати? Нет. Он просто пускает нюни и хнычет перед умирающим пророком: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» Но мы помним, что об Иоасе было сказано, что он был царем неблагочестивым. При всем том, что он понимал важность и необходимость божественного вмешательства в сферу своего правления, он обладал внутренней сущностью, которая не имела ничего общего с подлинным благочестием (2 Тим. 3:5). Однако пророк Елисей дает ему шанс. Царь должен выпустить из лука в землю хотя бы шесть стрел. Но бьет в нее только три раза. «И разгневался на него человек Божий, и сказал: надобно было бы бить пять или шесть раз, тогда ты побил бы Сириян совершенно, а теперь [только] три раза поразишь Сириян» (4 Царств 13:19). Елисей в скором времени почил, а его пророческий дух и благодать так и не были никем восприняты. Как же это понимать?

Эта история имеет продолжение: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Царств 13:20—21). Пророческая сила, дух и благодать Елисея «осталась» и «пребыла» на костях пророка. Мы видим, что пророческое преемство никем не было воспринято. Выпустив или, так сказать, «высвободив» свою силу, благодать Божья «ретранслировалась» в мертвое тело человека. Это было свидетельство невостребованности особой благодати и присутствия Бога со своим народом. Никакого богословского подтверждения в отношении «нетленных мощей», которые якобы на основании этого ветхозаветного свидетельства могут исцелять и оживлять, мы увидеть не можем. Здесь имеется внутренняя и контекстуальная связь между сверхъестественным даром двух пророков: один его без всякого преемства получил, а другой его без всякого рукоположения «отпустил».

Но какова мораль этой истории?

Во-первых, дух действительно дышит там, где хочет. Даже камни могут возопиять и воздать Богу хвалу – не только храм и формально существующее священство (Лука 19:40). Илия появляется ниоткуда и сразу приступает к сверхъестественному выражению пророческого служения: «Так говорит Господь!». Никакие структуры, апостольские рукоположения, благосклонность правителей не могут остановить Божий Дух! Бога невозможно вогнать в церковно-парадигматическую коробку. Он вне всяких жреческих формул и канонических определений.

Во-вторых, благодать и сила Божья однажды могут стать невостребованными. Любое преемство (понимаемое исключительно как особое выражение воли и силы Божьей в жизни человека), пусть основанное на истории и фактах, может покинуть Божий народ, если он «делает неугодное в очах Господних». Русская Революция сделала свое дело. И наше христианство было взвешено (Даниила 5:27).

В-третьих, и самое важное. Часто ли Божий народ дерзновенно просит у Бога о дарах, силах и благодати для своей жизни и служения? Елисей видел большее в жизни, нежели другие люди. Ведь он видел большую жизнь с Богом. Вероятно, Илия гордился бы своим протеже. Иаков также напоминает нам: «…не имеете, потому что не просите» (Иаков 4:2). Тот, кто потом назывался Израилем, вцепившись в Ангела Господнего, упрямо ему шипел: «…не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Бытие 32:26). Давид, возревновав по Богу, наказал за богохульство Голиафа. Юный пастушок просто верил в очевидность присутствия Божьей благодати в своей жизни. Соломон просил у Бога мудрости. Иавис — благословений, расширенных пределов и отсутствия горестей. Елисей просил у Илии – словно чизбургер – двойного благословения. Даже Иисусу Христу Отцом было предложено: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» (Псалом 2:8). Поэтому единственный вопрос, который мы можем себе задать, заключается только в одном: просим ли мы?

В период острой необходимости в новых церквях, проповедниках, служителях мы можем спросить себя: мы просим? Хотим ли мы, чтобы Божья сила особым образом проявлялась в нашей жизни? Есть среди нас такие, на кого мы хотим быть похожими? Готовы ли мы пойти за ними, лишь бы стяжать их опыт и благословение? Желаем ли мы просить, тем более, двойного благословения? Умеем ли мы мечтать? Дерзновенны ли мы? Конечно, Бог может найти для нашего времени и эпохи своего «Божьего человека» – некого анонимного провозвестника Божественной воли. Но при всем обилии явленной в день Пятидесятницы Божьей благодати мы точно можем быть уверены, что кладезь Его премудрости и силы имеется в Слове Иисуса Христа. При всех человеческих недостатках Священное Писание может дать начинающим пророкам нового времени все необходимое для благочестивой жизни и служения.

Виктор Шлёнкин




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии